Какие бывают виды и стили логотипов, из каких компонентов он состоит, какие требования нужно учитывать и как составить техническое задание на разработку
Логотип — это символ, который является олицетворением образа компании и одним из главных её отличительных знаков среди конкурентов. Разработка и создание логотипа — важный этап в позиционировании бренда. Логотип отражает миссию и ценности компании, донося их через визуальные образы и ассоциации.
Виды логотипов
1. Шрифтовой логотип
Такие логотипы отличаются наличием только текстовой составляющей (без графической части/изображения), дающей относительное понимание о сфере деятельности компании, её услугах и товарах.
Состоять шрифтового логотипа может только из названия компании, из названия и слогана (запоминающийся девиз или фраза, используемая как повторяющееся выражение идеи) или из названия и дескриптора (слово или словосочетание, служащее идентификатором бренда, который поясняет аудитории, на чём специализируется компания, если это не очевидно из названия и слогана).
Аббревиатуры или монограммы
Если название компании слишком длинное или состоит из нескольких слов, то лучше сократить название, используя лишь первые буквы каждого из слов или монограмму (инициалы компании), это даёт много возможностей для креатива и реализации необычных идей. Шрифт должен быть легко читаемым и соответствовать духу компаний.
Слова (торговые марки)
Для использования такого вида логотипа компания должна обладать кратким и чётким названием, которое легко запоминается. Необходимо качественно продумать шрифт и цветовую гамму текста. Шрифтовой стиль должен отражать суть компании, легко читаться.
2. Графический логотип
Логотип, состоящий только из небольшой картинки, воплощающей ключевой образ бренда.
Знаки и символы (пиктограммы, иконки)
Логотип несёт в себе глубокий смысл, отражает главную идею и характер бренда, привлекает целевую аудиторию, вызывает нужные эмоции. Главным преимуществом является простота восприятия, запоминаемость и узнаваемость.
Абстрактность
Такие логотипы отличается отсутствием узнаваемого визуального образа. В основе лежит абстрактная картинка. Плюсом является возможность создать уникальный визуальный образ. Грамотно используя форму и цвет, можно заложить в логотип и характер бренда, и позиционирование, и другие составляющие идеологии.
Маскот или фирменный персонаж
Это своего рода амбассадор бренда. Рисованный человечек, животное или фантазийный персонаж обеспечивает эффективную коммуникацию с целевой аудиторией, создаёт нужное настроение, вызывает положительные эмоции. Преимущество в том, что они легче других запоминаются, непосредственно взаимодействуют с аудиторией и вызывают положительные эмоций потребителей.
3. Комбинированные логотипы
Логотипы, которые состоят из сочетания названия компании (шрифтовой части) и графического элемента (маскота, символа, эмблемы или иконки). Графика может быть как и частью шрифта, так и выступать отдельно.
Интегрированные
В таком типе логотипа графический элемент дополняет текст или даже вписывается в название. Графика интегрируется в текст, обеспечивая дополнительную ясность относительно того, что компания хотела донести до клиентов. В таком виде логотипа, как правило, графический элемент нельзя использовать отдельно.
Минималистичные
Самый популярный стиль логотипов в последние годы. Заключается в простоте использования форм и упрощение, минимальном количестве дополнительных элементов.
Эмблема
Это самый древний стиль логотипов. Такие логотипы можно встретить у компаний с длительной историей (старейшие вузы, семейные рестораны) или современные фирмы, которые делаю стиль «под старину».
Стили логотипов
Помимо видом логотипов существует множество стилей — направлений для идей и фантазии по идентификации бренда, визуализации его характера и подчеркивания индивидуальности.
Каллиграфия
Логотипы написаны, как будто от руки. Часто они выразительны и самодостаточны, даже без какого-либо визуального знака.
Картуш и виньетки
Логотипы с орнаментом, картушью или виньетками смотрятся элитарно и выделяются среди конкурентов.
Природный мир
Логотипы основаны на образах природы или животных, и
ассоциируются с чем-то натуральным и здоровым.
Линии и ленты
Логотипы, состоящие из линий и полосок, могут быть как очень простыми композиционно, так и уникальными и необычными.
Точки и пиксели
Логотипы основанные на простейшем геометрическом элементе — точке.
Спирали и кольца
Кольцеообразные логотипы выражают гармонию и единство всех составных частей компании.
Кубизм
Логотипы основанные на геометрических примитивах и упрощении форм.
Гербы
Логотипы имитируют средневековые гербы, смотрятся величественно и аристократично.
Тени
Логотипы, основанные на иллюзии пространства за счёт теневых решений в композиции или негативного пространства.
Иллюстрации
Сложные и детальные композиции в логотипе привлекают много внимание и смотрятся очень необычно.
Плетение
Логотипы, основанные на повторяющемся узоре плетения, создают впечатление эксклюзивности и аутентичности.
Половинчатость
У логотипов этого вида отсутствует некоторая часть, что придаёт им определенный шарм и загадку.
Оптические иллюзии
Логотипы со скрытым смыслом в изображение, отражающем характер, происхождение или род деятельности бренда.
Шрифтовые композиции
Логотип, состоящий из композиции гармонично связанных между собой букв, цифр и других элементов.
Лейбл
Логотипы представляют собой название бренда на контрастном фоне, часто используется как лейбл на продукции.
Ретро
Винтажный или ретро-стиль всегда популярен и основан основанная на ностальгии по прошедшим годам (до 30 лет).
Ассоциация логотипа
Логотипы с ассоциацией первого уровня
Это те логотипы, которые передают первичный образ, возникающий в сознании к соответствующей деятельности компании.
Логотипы с ассоциацией второго уровня
Логотипы, которые не передают напрямую, чем занимается компания, но могут косвенно показать деятельность через смежные ассоциации.
Абстрактные
логотипы
Логотипы, которые не связаны с деятельностью компании. Они не передают буквально деятельность или ценности компании.
Требования к логотипу
1. Ассоциативность
Логотип должен вызывать определённую ассоциацию, эмоцию, привлекать к себе внимание, в идеале, показывать или намекать на род деятельности компании.
2. Оригинальность и уникальность
Логотип должен отличаться от других, иметь свою индивидуальность. Копирование уже имеющихся логотипов нарушает авторское право. Официальные компании регистрируют логотип в качестве товарного знака, что защищает компанию от недобросовестной конкуренции и позволяет защитить свои права в суде.
3. Узнаваемость
Логотип должен быть запоминаемым, чтоб при виде его сразу же узнавался бренд. Это не происходит моментально. Обычно, чтобы повысить узнаваемость бренда, должны пройти годы. Также хорошо помогает маркетинг и частое использование логотипа в СМИ и окружающей среде. Даже негативное обсуждение логотипа в социальных сетях помогает повысить узнаваемость бренда.
4. Масштабируемость и функциональность
При масштабируемости логотипа не должно возникать проблем с идентификацией бренда компании. Он должен быть узнаваемым даже при маленьком размере. В силу того, что логотип может быть использован на вывесках, документах, презентациях, одежде и других носителях, важно не перегружать его лишними деталями, чтоб он читался хорошо в любом масштабе. Рекомендуется использование разного типа размещения логотипа (горизонтальное, вертикальное) и использование в нескольких версиях: черно-белая, цветная, объемная, сокращенная.
5. Мультиязычность
Если компания работает на международном рынке или использует несколько языков, логотип также должен быть представлен в нескольких языках. Стоит обращать особое внимание на шрифты, ведь не все из них представлены в кириллице.
Компоненты логотипа
Цвет
Цветовая палитра может состоять из одного или нескольких цветов, а в дальнейшем эти же цвета будут использованы в корпоративном фирменном стиле. Конкретные цвета вызывают разные эмоции, подчёркивающие ценности компании.
Типографика
Правильно подобранный шрифт может подчеркнуть ценность компании. Важно, чтоб типографика была читабельной и легкой к запоминанию. Порой слишком декоративные и креативные шрифты могут ухудшить восприятие логотипа.
Графика
Используется не всегда, но способна дополнительно усилить оригинальность бренда. Графика может быть как простой формы, так и более сложной, быть интегрированной в название или нет, и использоваться как совместно с названием, так и по отдельности.
Как создавать логотипы
1. Собрать информацию о компании
Важно знать и понимать направления работы фирмы, её товары, целевую аудиторию, миссию и ценности. Необходимо также учитывать все пожелания руководства компании о том, каким оно хочет видеть логотип и какие идеи он должен доносить.
2. Исследовать конкурентов
Это нужно сделать не для того, чтобы скопировать чужие решения, а чтобы понять, какие элементы они применяют и для чего. Анализ конкурентов позволяет выявить сильные и слабые стороны других компаний, проанализировать и выявить для себя направления для развития.
3. Определить тип логотипа
Существует множество видом и стилей логотипов, поэтому перед созданием необходимо определить с тем, как именно должен выглядеть лого и из чего состоять, ведь это повлияет в дальнейшем на всё позиционирование бренда.
4. Создать несколько прототипов
Основываясь на информации о компании и конкурентах, можно создат 3–5 черновых вариантов логотипов, стараясь выразить в каждом из них главную идею компании. Можно поэкспериментировать, и сделать лого в разных вариантах цвета и стилей.
5. Оценить и протестировать прототипы
Черновые варианты логотипов следует хорошо оценить с точки зрения функциональности, оригинальности и его ценности. Так же можно протестировать варианты на различных фокус-группах, а также попробовать применить лого на разных носителях.
6. Выполнить финальный логотип
Финальный логотип создаётся на основе варианта прототипа, учитывая комментарии к нему и его оценку функциональности. Логотип тщательно дорабатывается, устраняются замечания и недочёты, подбирается финальная цветовая гамма. Этот логотип уже может быть выполнен в нескольких цветовых решениях и ориентациях.